Формы обращений граждан

Обращения граждан в органы местного самоуправленияформа участия населения в осуществлении местного самоуправления. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Институт обращений граждан в российском муниципальном праве имеет два различных значения и соответствующие им различные конституционно-правовые основания: во-первых, это право граждан обращаться лично или письменно от своего имени или коллективно в органы МСУ, которое состоит в возможности продолжать воздействие на сформированные ими органы МСУ и выступает в качестве особого института реализации права граждан на участие в осуществлении местного самоуправления (ст. 130 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”) – отклики, индивидуальные и коллективные предложения, запросы, а также заявления, просьбы и ходатайства; во-вторых, это обращения граждан, связанные с реализацией основных прав, восстановлением нарушенных прав и законных интересов граждан и используемые ими в качестве неформализованных и формализованных (заявления и жалобы) средств правовой защиты (ст. 46 Конституции РФ).

Отклики – это выраженные публично суждения о явлениях, событиях, конкретных фактах, “заслуживших” общественное внимание. С помощью откликов граждане реализуют свое отношение к актам и социальной практике органов МСУ, иным явлениям и событиям местного значения.

Предложение – обращение гражданина, направленное на улучшение организации и деятельности органов МСУ, – это мнения, суждения, оценки граждан с целью повышения эффективности функционирования различных элементов системы МСУ. Предложения имеют целью обратить внимание местных органов и их должностных лиц на необходимость улучшения организации, форм и методов работы их аппарата, ускорения решения назревших проблем, осуществления качественных изменений в различных сферах местной жизни.

Запрос – вид обращения, являющийся средством реализации права граждан на информацию и формирования общественного мнения, оценки гражданами действительности, а также деятельности конкретных органов МСУ, их должностных лиц, имеет целью удовлетворение информационных потребностей, что и выступает критерием разграничения его от других форм обращений.

Просьба – самостоятельный вид обращения, направленный на получение не противоречащих закону и интересам других людей определенных льгот и преимуществ, удовлетворение личных интересов, представляющие для индивида важную жизненную потребность, но негарантированных законодательством или иными нормативными актами. При наличии необходимых средств просьба гражданина может быть принята к исполнению.

Ходатайство – это обращение гражданина с просьбой или требованием о признании за лицом определенного статуса, прав и свобод.

Заявление – вид обращения граждан в органы МСУ, посредством которого реализуются основные права и свободы граждан, отнесенные законодательством к компетенции органов МСУ. Это означает, что не все возможные притязания человека могут быть удовлетворены с помощью “заявления””. Пределы реализации прав и свобод граждан с помощью заявления в органы МСУ ограничены предметами ведения МСУ, полномочиями органов МСУ и их должностных лиц.

В юридической литературе природа и содержание понятия “жалоба” определяется как средство защиты нарушенных действиями или актами государственных органов (должностных лиц) прав и законных интересов граждан и специфика жалобы – в обязательном наличии конкретного факта нарушения со стороны того или иного органа.

Федеральным законом, законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы МСУ и к должностным лицам местного самоуправления.

 

М. Васильев

Терминологический словарь-справочник.

 Установленные формы обращений

Дата создания: 15-01-2014
Дата последнего изменения: 13-11-2014
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: